СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ 2009/2013»
1. Анализ выполнения Программы «Одарённые дети 2004-2008 »
2. Актуальность Программы «Одарённые дети 2009-2013 » (Проблемы, стратегия решения этих проблем).
Цель и задачи.
3. Этапы реализации Программы.
4. Научное и учебно-методическое обеспечение.
5. Организационно-управленческое обеспечение.
6. Критерии, по которым будет определяться качество реализации Программы.
7. Прогнозируемый результат.
Приложение 1
База данных одаренных детей учреждений образования «Узмёнская ГОСШ-сад»
Приложение 2
Рабочий план по выполнению Программы «Одаренные дети 2009-2013».
Главными задачами УО по работе со способными и одарёнными являются: - совершенствование системы выявления, воспитания, образования и поддержки одарённых детей;
- способствование повышения уровня квалификации педагогов по работе с одаренными и талантливыми детьми;
- совершенствование системы научно-методического обеспечения работы педагогов с одарёнными и высокомотивированными детьми;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых учащихся в различного уровня олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, творческих выставках, фестивалях, марафонах.
В учреждении образования «Узмёнская ГОСШ-сад» сложилась своя определенная система работа с одарёнными детьми, которая находит своё отражение в комплексно-целевой программе «Одарённые дети».
На основании программы составлен план, определены направления работы с главными участниками образовательного процесса: учащимися, педагогическим коллективом, родителями.
Определены следующие формы работы с детьми:
§ Создание и уточнение базы данных «Одарённые дети»;
§ Индивидуальные образовательные программы с каждым одарённым ребёнком учителей-предметников;
§ Факультативные занятия, кружки, секции;
§ Олимпиадное движение;
§ Система творческих конкурсов, фестивалей, соревнований, выставок;
§ Учебно-исследовательская деятельность школьников.
Основным подходом в педагогическом сопровождении одарённого ребёнка следует признать комплекс мероприятий, направленный не только на детей, но и на родителей и педагогов.
Определены следующие формы работа с родителями:
§ Согласование образовательного маршрута учащихся;
§ Консультирование;
§ Родительские собрания, индивидуальные беседы по тематике «Одарённые дети»;
§ Дни открытых дверей;
§ Выпуск тематических информационных вестников.
Проводится работа с педагогическим коллективом:
§ Педагогические советы, совещания при директоре, посвященные проблематике «Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми»;
§ Методические и психолого-педагогические семинары по данной теме;
§ Консультирование;
§ Работа по самообразованию.
Одной из форм работ со способными и одарёнными является организация факультативных занятий. Факультативные занятия проводятся на основании соответствующих учебных программ. Их структура и содержание учитывает возможности, запросы и интересы учащихся, обеспечивает преемственность содержания образования.
Для проведения факультативных занятий учителя используют программы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь.
В 2009-2010 учебном году учащиеся школы посещают всего 22 факультативные занятия:1-3 классы – 3 часа; 2-4 классы – 3 часа; 5-6 классы – 2 часа; 7-8 классы – по 2 часа; 9 класс – 3 часа; 10 класс – 4 часа; 11* класс - 3 часа. За счёт факультативных занятий в УО проводятся ОПТ, СПЗ, ОБЖ, деление на группы. Охват факультативными занятиями в школе составляет 100%.
Факультативные занятия проводятся по следующим направлениям: художественное, спортивное, гуманитарное, обществоведческое, естественно-математическое.
Мотивы выбора направления факультативного занятия у детей самые разные: возможность более глубоко изучить любимые учебные предметы, для подготовки к централизованному тестированию, к экзаменам, выбор связан с будущей профессией учащегося.
Анализ участия детей учреждения образования в конкурсах, предметных олимпиадах показывает, что в нашей школе имеется значительная категория одарённых и талантливых детей, чей творческих потенциал нуждается в поддержке и развитии. В 2009-2010 учебном году школьники приняли участие в 29 конкурсах по различным направлениям и заняли 16 призовых мест.
В 2009/2010 учебном году в олимпиаде старших школьников приняло участие 7 победителей школьной предметной олимпиады.
Результативность участия школьников УО «Узмёнская ГОСШ-сад» во 2 туре республиканской олимпиады в 2009-2010 учебном году
№ п/п |
Ф.И.О. ученика |
Класс |
Предмет |
Ф.И.О. учителя, который подготовил участника |
Набр. кол. баллов |
% |
Место |
1. |
Степулёнок Никита Сергеевич |
10 |
математика |
Свистун Тамара Тадеушевна |
4 |
11% |
|
2. |
Молявко Руслан Леонидович |
11* |
математика |
Свистун Тамара Тадеушевна |
2 |
6% |
|
3. |
Свистун Юлия Михайловна |
10 |
белорусский язык |
Демидко Наталья Павловна |
41 |
41% |
8 |
4. |
Томашевич Надежда Викторовна |
11* |
белорусский язык |
Малец Людмила Чеславовна |
46 |
46% |
6 |
5. |
Масиёнок Ирина Владимировна |
9 |
белорусский язык |
Малец Людмила Чеславовна |
36 |
36% |
13 |
6. |
Степулёнок Никита Сергеевич |
10 |
физика |
Артимович Людмила Ивановна |
22 |
44% |
53/31 |
7. |
Замкович Дина Владимировна |
10 |
немецкий язык |
Сивко Татьяна Альбиновна |
- |
53/31% |
3 |
Школьники также принимали участие в областной дистанционной олимпиаде по информатике, математике, белорусскому и русскому языках. В районной дистанционной олимпиаде приняло участие 4 школьника младшего и среднего звена. Ученик 4 класса Хмельник Анатолий по белорусскому языку занял 1 место.
Значительную роль в работе с одарёнными детьми играет включение их в исследовательскую деятельность. В УО организовано НОУ, руководителем которого является Демидко Н.П. Члены научного общества принимают участие в районных, областных и республиканских конкурсах и неоднократно являются победителями.
На працягу навучальнага года на аснове “Палажэння аб правядзенні круглагадзічнай алімпіяды па беларускай мове” праводзіцца падрыхтоўка вучняў да алімпіяды. Паступова паўтараюцца ўсе раздзелы беларускай мовы: фанетыка, арфаграфія, лексіка, марфалогія, сінтаксіс і пунктуацыя. Асаблівая ўвага надаецца падрыхтоўцы да вуснага выказвання і водгука, але менавіта праца па падрыхтоўцы да гэтых відаў работ выклікае цяжкасці ў вучняў. На школьнай алімпіядзе ў 9 класе лепшыя вынікі паказала Масіёнак Ірына. Яна выканала 58% заданняў, у 11* класе - Тамашэвіч Надзея – 65%. Яны былі накіраваны на раённую алімпіяду. На раённай алімпіядзе Масіёнак Ірана выканала заданні на 35,5% і заняла 13 месца. Тамашэвіч Надзея выканала на 55,3% і заняла 6 месца.
У далейшым трэба звярнуць асаблівую ўвагу на падрыхтоўку да алімпіяд. Падрабязна прааналізаваўшы кожны этап алімпіяд, трэба мэтанакіравана і пастаянна праводзіць работу па тых раздзлах беларускай мовы, якія выклікаюць цяжкасці.
В соответствии с этим работа методической службы УО строится следующим образом:
§ Педагогам, работающим в режиме Программы «Одарённые дети» была рекомендована сдача квалификационного экзамена, повышение квалификационной категории. В итоге в 2009/2010 учебном году 2 педагога УО получили высшую категорию.
§ По организации работы с одарёнными учащимися существует интересный, эффективный педагогический опыт, который изучается, обобщается и распространяется. Так, в 2007/2008 учебном году в рамках изучения опыта работы педагогов был обобщён и изучен опыт Демидко Н.П. по теме «Использование проектного метода в воспитательном процессе»
Педагоги творческих микрогрупп отбирают, разрабатывают, анализируют, систематизируют материалы для факультативных занятий, школьных олимпиад, внеклассных мероприятий, инициируют и организовывают проведение предметных конкурсов. Учитель физической культуры Степулёнок С.А. разработал авторскую программу факультативных занятий для учащихся 5 и 11/ классов, по которой работал в 2008-2009 учебном году.
Программа «Одарённые дети» предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования, связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одарённых детей.
Цель программы УО «Узмёнская ГОСШ-сад» «Одаренные дети» - создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей одаренных и высокомотивированных учащихся, стимулирование их креативной деятельности.
Задачи программы:
§ Совершенствовать систему выявления, воспитания, образования и поддержки одарённых детей.
§ Способствовать повышению уровня квалификации педагогов по работе с одаренными и талантливыми детьми.
§ Совершенствовать систему научно-методического обеспечения работы педагогов с одарёнными и высокомотивированными детьми.
§ Расширять возможности для участия способных и одарённых учащихся в различного уровня олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, творческих выставках, фестивалях, марафонах и др.
§ Создавать условия для укрепления здоровья одарённых детей.
Этапы реализации
Программы «Одаренные дети»
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
I. Организационный этап (до 1 февраля 2009 г.)
|
|||
1. |
Подготовка проекта Программы для рассмотрения на совещании при директоре
|
ЯНВАРЬ 2009 |
Малец Л.Ч. Зам.дир.по УВР |
2. |
Разработка программы взаимодействия с учреждениями по вопросам реализации Программы «Одарённые дети 2009-2013» |
До февраля 2009 |
Малец Л.Ч. Зам.дир.по УВР |
3. |
Коррекция содержания программы УО с учетом районной Программы
|
До февраля 2009 |
Директор УО Малец Л.Ч. Зам.дир.по УВР |
II. Этап реализации Программы (2009-2013 гг.)
|
|||
1. |
Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с одарёнными и высокомотивированными учащимися. |
постоянно |
Малец Л.Ч. Зам.дир.по УВР |
2. |
Принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений. |
постоянно |
УО |
III. Завершающий этап (2013 г.)
|
|||
1. |
Контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов; определение проблем, возникших в ходе реализации Программы, путей их решения. |
2013 |
Малец Л.Ч. Зам.дир.по УВР Руководитель НОУ Руководитель МС |
2. |
Составление перспективного плана дальнейшей работы в данном направлении. |
2013 |
Малец Л.Ч. Зам.дир.по УВР Руководитель НОУ Руководитель МС
|
Научное и учебно-методическое обеспечение
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Разработка психолого-педагогических основ выявления и развития способностей талантливых детей.
|
2009 г. |
СППС |
2. |
Обобщение опыта работы педагогов по теме «Работа с одарёнными детьми».
|
постоянно |
Зам.дир.по УВР МС Руководитель УО |
3. |
Создание системы учебно-методического обеспечения работы педагогов с одарёнными детьми.
|
постоянно |
Зам.дир.по УВР МС Метод.микрогрупп Руководитель УО |
4. |
Создание банка данных педагогической информации по работе с одарёнными детьми.
|
постоянно |
МС Педагог-психолог |
5. |
Внедрение образовательных технологий обучения и развития одарённых детей.
|
постоянно |
МС Малец Л.Ч. Зам.дир.по УВР |
6. |
Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.
|
постоянно |
Библиотекарь |
Организационно-управленческое обеспечение
№ |
Мероприятие
|
Сроки |
Ответственные |
1. |
Рациональное наполнение компонента общеобразовательного учреждения с учетом склонностей и запросов учащихся через формирование факультативов, кружков, секций. |
Ежегодно |
Руководитель УО |
2. |
Проведение предметных олимпиад. |
Ежегодно |
Руководитель УО |
3. |
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. |
Постоянно |
Зам..дир. по УВР |
4. |
Организация и проведение в УО предметных недель. |
Ежегодно |
Руководитель УО |
5. |
Ежегодное проведение конкурсов, турниров, фестивалей, экспедиций и др. участие в районных мероприятиях |
Постоянно |
Зам..дир. по УВР Педагог-организатор |
6. |
Организация выставок к по различным направлениям и видам творческой деятельности учащихся. |
Постоянно |
Учителя-предметники |
7. |
Организация, проведение и участие в районных спортивных соревнованиях. |
Постоянно |
Учителя физ.культ. Зам..дир. по УВР |
8. |
Участие в научно-практических конференциях учащихся района и области. |
1 раз в 2 года |
Учителя-предметники |
9. |
Разработка системы мер по повышению квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми: § Участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов, конкурсах дидактических и методических материалов для работы с одарёнными детьми. § Прохождение курсов подготовки педагогов УО по проблеме детской одарённости и организации системной работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. § Организация работы методических микрогрупп по проблеме «Работа с ОД». § Проведение семинаров, МО, педагогических советов по проблемам организации работы с одарёнными детьми. |
Постоянно |
Руководитель МС Учителя-предметники Зам.дир по УВР Руководитель УО |
Критерии,
по которым будет определяться качество реализации программы
Ø Формирование у школьников высокой мотивации к достижениям в определенной области (предметно-учебной, внешкольной);
Ø Степень участия и возрастание количества победителей в олимпиадах и других конкурсах;
Ø Удовлетворенность учеников, родителей, учителей;
Ø Ресурсная обеспеченность
Ø Повышение учебной мотивации;
Ø Наличие творческих продуктов;
Ø Связь с учреждениями культуры, вузами, молодёжными организациями и другими.
Предполагаемый результат
1. Систематизация работы с одаренными учащимися должна сформировать систему выявления талантливых и высокомотивированных детей.
2. Творческий потенциал одаренных и талантливых детей будет поддержан. УО становится центром, где каждый талантливый ребёнок может реализовать свои запросы и потребности, где может найти поддержку и понимание.
3. Повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми.
4. Повысится профессиональное мастерство учителей, работающих по данному направлению.
5. Активизируется участие родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
6. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
Родителям
Телефон: 8-02152-3-32-90
Электронная почта: uzm_mior@vitebsk.by